
В конце сентября 2025 года 18 крупнейших российских производителей сахара обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с заявлением о проверке проекта соглашения о совместном экспорте белого сахара и свекловичного сахара-сырца. Заявка была подана в рамках статьи 35 закона «О защите конкуренции», которая предусматривает возможность заключения экспортных соглашений после согласования с антимонопольным ведомством. Суть проекта – координация внешних поставок сахара за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ФАС, проверив документ на предмет картельных сговоров и ограничения конкуренции, признала его соответствующим закону и одобрила, сопроводив решением предписание с конкретными условиями для участников.
В предписании служба выделила два ключевых условия. Во первых, совокупный объём экспорта белого сахара и свекловичного сахара сырца за пределы ЕАЭС в период действия соглашения (12‑месячного периода с даты заключения соглашения) не должен превышать 500 тыс. тонн. Лимит распространяется как на прямые поставки производителями, так и на экспорт через агентов или посредников. Во вторых, в течение 12 месяцев с момента подписания документа участники обязаны сформировать неснижаемый запас не менее 250 тыс. тонн белого сахара. Этот резерв хранится на складах и может быть реализован по распоряжению ФАС, согласованному с Министерством сельского хозяйства. Таким образом создаётся страховой запас для внутреннего рынка на случай скачков цен или дефицита.
Экспорт сахара и сахара-сырца в страны ЕАЭС соглашением не регулируется (в сезоне 2024/25 экспорт сахара в страны ЕАЭС, по нашей оценке, составил около 500 тыс. тонн).
Подписание соглашения воспринимается как положительный шаг для российского сахарного рынка. Это серьёзная поддержка цен на сахар, которые в последнее время снижаются, хотя себестоимость его производства растёт.
КОММЕНТАРИИ